Вы здесь: Главная»Народный клуб «Творчество»»Фотохудожники»Памяти фотографа Смолина Афанасия Александровича

Памяти фотографа Смолина Афанасия Александровича

В 2014 году исполнилось сто лет со дня рождения нижнеудинского фотографа Смолина Афанасия Александровича. Это человек сложной и одновременно увлекательной творческой судьбы. Свои художественные способности, проявленные еще в раннем возрасте, он с успехом применил к искусству фотографии. Когда-то людей его профессии в нашем городе знали наперечет, однако фотограф Смолин выделялся среди всех. Именно к нему в большей степени стремились желающие получить красивый фотопортрет, записывались и ждали своей очереди. В наш век компьютерной техники цифровая фотография, благодаря своей доступности, стала повальным увлечением, особенно среди молодежи. А вот в довоенном Нижнеудинске это занятие было далеко не из дешевых, и поэтому, молодой парень Афанасий, одержимый желанием фотографировать, решил сам себе смастерить фотоаппарат из простой фанеры и линзы.

   Позже, во время службы в армии Смолин получил возможность практиковаться на немецком трофейном фотоаппарате. Армейская закалка и приобретенные навыки работать в «полевых» условиях помогли ему впоследствии, когда он стал штатным фотографом нижнеудинского военкомата. Приходилось очень много фотографировать в периоды работы призывной комиссии и по заданиям секретного отдела. Когда началась всеобщая паспортизация, фотограф Смолин получил задание сделать фотографии для документов чуть ли не всем жителям Нижнеудинского района. С этой целью он побывал в каждом, даже самом удаленном, поселке. Однажды, приехав в Тофаларию фотографировать тофов, он едва не погиб – заблудился в тайге, и лишь благодаря лошади, не раз ходившей вьючно, обессиленный и замерзший, смог добраться до жилья. Документальная и агитационная фотосъемка была для Смолина, как для каждого фотографа того времени, основной специализацией. Но все же главной его страстью и мотивом творческого поиска стал пейзаж.

   Привыкший колесить на своем мотоцикле по таежным дорогам, он еще и как художник, много наблюдал за природой — за каждой речкой, озерцом, урочищем. Фотокамера всегда была под рукой, и у него получалось запечатлеть тот или иной уголок именно в нужный момент, когда естественное освещение придает особую выразительность выбранному сюжету. От этого его фотопейзажи имеют статичный «картинный» вид. Природа многокрасочна и, конечно, фотохудожнику было тесно в рамках черно-белой фотографии. Не имея технической возможности делать цветные снимки, он стал подкрашивать изображения. Такие фотокартины в свое время были очень популярны, их можно было увидеть повсюду, во многих общественных учреждениях и даже в производственных цехах.

   Неоднократно проводились и персональные выставки. Последняя прижизненная выставка Афанасия Александровича состоялась в Нижнеудинске двадцать назад. Он ушел из жизни в 1996 году. Отдавая дань уважения этому человеку, в выставочном зале Нижнеудинского музейно-культурного центра была организована ретроспективная выставка, где были представлены пейзажи, выполненные фотографом в период 60х-70х годов. Это лишь малая часть его творческого наследия. Увы, очень многое уже утрачено. Сегодня, благодаря Борзову Владимиру Григорьевичу, который сохранил несколько десятков фоторабот Смолина и передал их музею, мы можем вновь организовать персональную выставку этого автора и вновь полюбоваться красотой родной природы, увиденной когда-то его глазами.

Нижнеудинский музейно-культурный центр
Паздников Игорь Викторович

Лесное озеро. Смолин.А.А.
Заводь. Смолин А.А.
Таёжная речка. Смолин А.А.
Пейзаж. Смолин А.А.
Нижнеудинск. Смолин А.А.
Нижнеудинск. Мост через р.Уду. Смолин А.А.
Жаркий день. Смолин А.А.