Вы здесь: Главная»Краеведение»Публикации»О развитии сферы культуры в Нижнеудинске

О развитии сферы культуры в Нижнеудинске

Коллективный отдых на Уковском водопаде, 1907 г

В конце 19 начале 20 столетия Нижнеудинск считался самым крупным уездным городом Иркутской губернии. В это время в Нижнеудинске увеличилось количество присутственных мест, организовывались новые коммерческие предприятия, а известные торговые дома открывали свои представительства. Все это не могло не повлиять на общественную жизнь города. Заметно оживилось городское сообщество с появлением железнодорожной станции и депо, с размещением в Нижнеудинске запасного артиллерийского полка. В город стали приезжать специалисты железнодорожного транспорта, кадровые офицеры. Одним словом, новое «вливание» в местный социум нарушило неторопливую обыденность провинциальной жизни. Люди, получившие воспитание и образование, в условиях больших городов имели более высокие духовные запросы, нежели местные провинциалы, проводившие свободное время преимущественно за «зеленым» столом и спиритических сеансах. Тянувшиеся к культурному общению «новые» нижнеудинцы стали объединятся в сообщества единомышленников, задумываться о необходимости организации коллективного культурного досуга. Чтобы как то поддержать культурную инициативу среди граждан проводились благотворительные сборы. Своеобразным центром и очагом культуры в эти годы стали так называемые общественные собрания, где проводились балы, маскарады, любительские спектакли и литературные чтения. Так, постепенно, лишь на одном энтузиазме, привлекая порой благотворительные пожертвования, в городе стала зарождаться сфера культуры, которую мы сегодня рассматриваем в трех векторах своего развития: библиотечное обслуживание, сохранение культурно-исторического наследия и организация досуга.

Самой зрелищной, а потому самой привлекательной формой проведения досуга были любительские спектакли. Очень быстро проявили себя местные таланты из разных слоев населения. В конце XIX в. в состав труппы входили учителя, приказчики, чиновники. Несмотря на свои скромные силы, самодеятельные актеры ставили себе высокие цели — знакомить публику с «наиболее идейными художественными произведениями». Например, были поставлены пьесы М.Горького «Мещане», С.Найденова «Авдотъина жизнь». Спектакли имели большой успех у горожан. Об этом свидетельствуют восторженные отзывы в журналах того времени «Уездные вести». Труппа любителей драматического искусства Нижнеудинска постоянно менялась, и говорить о театре в полном смысле этого слова, конечно же, нельзя. Однако, неизменно то, что эта народная творческая инициатива самовоспроизводилась, постоянно привлекая в свои ряды все новых и новых участников любительского театрального движения. Театр способствовал развитию в городе идей благотворительности. Нередки были случаи, когда большая часть средств, собранных от театральных постановок, направлялась на благотворительные нужды. Факты проявления благородного порыва горожан зафиксированы в периодической печати в конце 70-х — началу 80-х гг. XIX в. В те годы в Нижнеудинске на Рождество давали 1-2 спектакля в пользу учебных заведений или библиотек. Получаемые суммы могли быть значительными. Например, в 1881г. на святках актерами-любителями было дано 2 спектакля, вырученные средства от которых в сумме 2 тысячи рублей были направлены на постройку здания для уездного училища.

Учащиеся гимназии в любительской постановке оперы — Жизнь за царя — 1913 г.

Участники Синей Блузы 20-е г.

Драмкружок, рук. Сухов Г. 1931 г.

С началом строительства нижнеудинского участка железной дороги в городе появилась новая прослойка населения — технические служащие, среди которых многие тоже интересовались любительским театром. Одновременно начали действовать два драмкружка – один в общественном городском собрании, второй в железнодорожном. Оба проводили свои театральные акции. Анонс о предстоящем спектакле мог звучать так: «В ноябре 1905 жена начальника почтово-телеграфной конторы г-жа Троицкая задумала устроить спектакль в Нижнеудинском общественном собрании».

Со временем на станции появляется железнодорожный клуб, где начинает действовать стационарный театр с декорациями. Количество желающих участвовать в драмкружке из числа железнодорожных служащих еще более возросло. Этот тенденция даже вызывала негативную реакцию со стороны начальства. Если обратить внимание на исторический момент в стране, и то, какие идеи в те годы витали в обществе, то вероятно начальство, опасалось «сборищ», расценивая театр как «рассадник вольнодумства». В начала 1903 года случился курьезный случай, когда «и.о. начальника 21 участка пути и зданий Юрьев, узнав о предстоящем спектакле только что образовавшейся труппы артистов-любителей разобрал пол в здании железнодорожного театра, а декорации отвез дорожному мастеру, якобы для перекраски. Тогда спектакль не состоялся, но кружок любителей-железнодорожников продолжал действовать. При железнодорожном клубе действовали и другие творческие объединения – хор и оркестр балалаечников. Но в 1910 году об этих коллективах говорили уже в прошедшем времени.

В 1913 году России широко отмечался юбилей 300-летие дома Романовых. В целях укрепления патриотических чувств россиян празднование сопровождалось проведением повсеместно рекомендованных свыше акций идеологического характера, рассказывающих о величии деяний императорской династии. Одна из таких поднимала историческую тему русского народного освободительного движения. В Нижнеудинске, как и во многих других городах России, юбилей отметили театральной постановкой оперы Глинки «Жизнь за царя» (Иван Сусанин). Это был масштабный по местным меркам музыкальный костюмированный спектакль, в котором участвовал целый сводный хор учеников Нижнеудинской женской гимназии и реального училища. Сохранились пожелтевшие фотографии столетней давности, на которых изображены все участники этого спектакля в потешных костюмах времен Михаила Федоровича и наклеенными на юные лица усами и бородами.

Новый всплеск общественной активности был связан с началом первой мировой воины. В Нижнеудиске создается дамский благотворительный кружок, который стал устраивать чтения, лотереи-аллегри и спектакли в общественном собрании. Однако вскоре его постиг финансовый крах, и в начале 1915 г. имущество общественного собрания было распродано за долги. Очевидно, что организационные и финансовые трудности были основным препятствием развития любительского театра в Нижнеудинске.

В годы Гражданской войны продолжает работу театральный кружок в железнодорожном собрании. В «Земском журнале» за 1919 год можно прочитать такие строки: «Вечером, при переполненном зале была сыграна пьеса Гоголя Женитьба». Видно было, что над пьесой много поработали, и в Нижнеудинске, где нет постоянной труппы, и подвизаются любители, этот спектакль может считаться одним из удачных». 30 марта этого же года в железнодорожном собрании был устроен благотворительный вечер. Была поставлена небольшая изящная пьеска в стихах «Месть амура». Пьеса разучена хорошо, костюмы маркиз выглядели очень мило на фоне красивой декорации».

В начале XX века нижнеудинцам стало доступно искусство кино. В Нижнеудинск из Иркутска приезжал на гастроли иллюзион «Фурор» и устраивал показы в здании железнодорожного собрания. Еще один иллюзион «Звезда» находился в доме купца Хлесткина по ул. Большой (ныне – Советская). В иллюзионе демонстрировались немые черно-белые фильмы под музыкальное сопровождение тапёра.

Хор и оркестр Н-Удинского педучилища, 1939 г.

Дом культуры им.Д.Кашика

Дворец культуры слюдяной фабрики

Культурный облик города невозможно представить без библиотек, которые всегда играли главную роль в духовном развитии горожан.  В Нижнеудинске общественная библиотека появилась в 1888г. Известно, что в 90-е годы она помещалась в отдельной комнате при клубе и порой использовалась, увы, как клубное помещение для картежной игры. Здесь находились 4 шкафа книг и стол, куда клали свежие газеты и еженедельные журналы. Книг было немного — около 250 и библиотека практически не пополнялась, хотя денежные средства позволяли ей существовать безбедно: в пользу библиотеки время от времени давали спектакли, были установлены взносы подписчиков, а также карточный сбор — 20 копеек с игры. Выписывались только журналы в значительном количестве. Так, в 1897г. их было 10: «Вестник Европы», «Русская мысль», «Русское богатство», «Нива», «Северный вестник», «Исторический вестник», «Неделя», «Стрекоза», «Всемирная иллюстрация). Выписывала библиотека и газеты, но только сибирские — «Восточное обозрение» и «Сибирский вестник». Библиотека открывалась для публики 3 раза в неделю на 2 часа. Читальни, как таковой, не было, желающие читали у стола с журналами и газетами. Появление библиотек оживило общественную мысль нижнеудинцев, стали обсуждаться вопросы ее пополнения новыми изданиями, устройства спектаклей и коллективных публичных чтений.

5 июля 1903 года в помещении дежурных комнат паровозных бригад открыли железнодорожную библиотеку с первоначальным фондом 337 книг. Пользование ею было платным, что давало неплохой доход, позволявший приобретать новые книги и периодические издания. Делами библиотеки ведал комитет, состоявший из 5 человек. В 1910 году газета «Восточная заря» пишет, что у нас имеются две относительно богатые книгами библиотеки, а обывателю читать нечего т.к. железнодорожной библиотекой имеют право пользоваться исключительно железнодорожники.  Та же газета в 1910 году сообщала, что «по воскресеньям в помещении железнодорожного собрания происходят народные чтения с применением волшебного фонаря».

Еще начале 20-го века получила воплощение в жизнь идея создания народных домов. Они также выполняли функцию культурно-просветительских учреждений. В начале 1913 года в здании Народного дома была организована общественная библиотека-читальня, объединившая свои фонды с библиотекой реального училища. Впоследствии она и стала основой Центральной городской библиотеки.

По мере проникновения революционных идей в провинциальный Нижнеудинск активизируются просветительские общества. Их члены переключили свое внимание со школьного на внешкольное образование народа. Судя по Уставу Общества ревнителей народного просвещения, утвержденного в сентябре 1911 года, мы видим, насколько широко ставили перед собой задачи народные просветители. Вот краткая выдержка из Устава: «Общество ставит своей задачей — помощь населению города Нижнеудинска в его стремлении к образованию» «С этой целью общество открывает публичные библиотеки-читальни, организует литературно-научные лекции, систематические курсы, общедоступные спектакли, музыкально-литературные вечера, детские спектакли и праздники, устраивает народные гуляния, открывает книжные склады».

В 1916 в   Нижнеудинске по инициативе Городского головы Я.Н. Ходукина, инспектора высшего начального училища И.А.Исаева и других лиц организовалось просветительское общество «Культура». Целью своей общество ставило содействие культурному развитию народа. Для достижения этой цели, обществу предоставлялось «при соблюдении законных требований открывать и содержать общекультурные учреждения, как-то: школы различных типов и разрядов, детские сады, приюты, постоянные и временные курсы, постоянные и передвижные библиотеки, читальни, музеи, народные университеты, клубы, театр». Общество предполагало выдавать пособия, награды и стипендии, оказывать всякого рода материальную поддержку. Членами общества могли быть: отдельные лица и юридические лица через своих представителей. Лица, изъявившие вступить в общество, должны были уплатить ежегодно членский взнос в размере 2-х рублей; уплатившие единовременно 50 рублей считались пожизненными членами. В общество «Культура» записалось сразу же 60 человек. Член общества Василий Николаевич Полюжинский «предложил приступить к устройству в Нижнеудинске музея и библиотеки, посвященные изучению города и его уезда в их прошлом, настоящем и будущем». При музее предполагалось «устроить сквер, который вместе с музеем служа украшением города, служил бы и местом прогулки и отдыха горожан». Из общественной библиотеки планировалось передать все книги о Сибири. Определили самое лучшее место для строительства музея — базарную площадь (Район школы № 1). Уже к 1918 году предполагалось музей построить. «14 сентября 1917 года в помещении нижнеудинского реального училища состоялось совещание учредительного собрания общества «Культура». Собрание постановило организовать при обществе секцию изучения Сибири, ставящую своей задачей всестороннее изучение Сибири, быта ее населения, и главное — создание жизнеспособного центра, группирующего вокруг себя всех интересующихся этим вопросом».

Этим поистине глобальным для маленького города планам не суждено было сбыться. В годы Гражданской войны и установления Советской власти в Нижнеудинске наступил драматический переходный период для культурного развития города. Хотя, несмотря на войну и экономическую разруху библиотека в Нижнеудинске все-таки продолжает работать, появляется рабочий клуб, но культурные мероприятия все больше начинают приобретать идеологическую окраску, единственный в городе военный духовой оркестр становится неотъемлемым элементом многочисленных митингов и собраний.

Кинотеатр Саяны. Конец 60-х г.г.

Работники культуры Дейч Р., Сигаева М., Ароховацкая И., Седая Г., Наумов В.

Молодежный клуб любителей поэзии, 1983 г.

В 1917 году на заседаниях Городской Думы рассматривались не только хозяйственные, финансовые вопросы города, но и вопросы развития культуры, в частности – библиотеки. На очередном заседании Городской Думы, 19 сентября 1917 года обсуждался вопрос «создания одной удовлетворительной библиотеки-читальни. В Народном доме оставлять библиотеку нельзя — там ни читать, ни даже выдавать книги нельзя. Необходимо «ассигновать на покупку новых и переплета старых книг часть капитала, отпущенного Акцизным ведомством на пристройку Народного Дома, ввиду того, что эти суммы вообще отпускаются на культурные нужды. Установили состав библиотечной комиссии в следующем виде: представитель Городского самоуправления, союза ссыльных, Общества потребителей, Общества Культура, читателей, служащих библиотеки.»

Советская власть, установившаяся в Нижнеудинске в 1920 году, приступила к созданию учреждений культуры основанных на принципиально новых приоритетах. Деятельность их должна быть направлена на воспитание нового человека, советского. Характер культурных мероприятий был исключительно агитационно-пропагандистским. В это время развивается такое движение, как «Синяя блуза» — так в 20-х годах называли агитбригады. Участники, как правило, молодые люди, выступали в синих рабочих блузах — отсюда название. В клубе им. Кашика синеблузники участвовали в драмкружке, готовили концерты и выступали в цехах, ездили в села. Молодежь стала вводить свои традиции — отмечать новые торжественные даты – День рождения Ленина, День Парижской коммуны и другие. Нижнеудинские синеблузники готовили световую газету на злобу дня. Материал писали на стекле, а перед показом киносеанса проецировали его на экран, пропуская стекло через волшебный фонарь – так назывался прибор прототип фильмоскопа. «Живые газеты» преподносили слушателям в предельно лаконичной театрализованной форме политические новости дня, своеобразно обработанные факты из газетной информации, миниатюрные сценки-фельетоны.

В Нижнеудинске в 1921 году было две библиотеки. Первая библиотека располагалась по ул. Ленина, в теперь уже бывшем Народном доме, вторая – на ул. Вознесенская, напротив Вознесенского собора. В городе средств не хватало на самые неотложные нужды, однако, важность работы учреждений культуры осознавали и старались решать вопросы их обеспечения. В рабочем клубе в 1922 году читальня перестала функционировать, ввиду отсутствия топлива, так как клуб был с топлива снят, но Горрайком принял меры, и 1 сентября 1922 года библиотека возобновила обслуживание читателей. В 1925 году закрыли Свято-Никольскую церковь и после небольшого ремонта туда поместили железнодорожную библиотеку. Тем временем железнодорожный клуб имени Кашика пришел в крайнюю ветхость, прогнил и грозил обвалом. В 1927 году перед Дорпрофсожем Томской ж.д., к чьему ведомству относился клуб, был поставлен вопрос о скорейшем отпуске средств на постройку рабочего клуба на ст.Нижнеудинск. Ремонт и реконструкцию здания железнодорожного клуба удалось осуществить лишь 1930 году, куда затем перевезли библиотеку.

В первые годы установления Советской власти была сформирована новая система управления культурой. Вопросами культурно-просветительной работы в 20-х годах ведал Райполитпросвет. Одной из основных ее задач была ликвидация неграмотности среди населения. В Нижнеудинском районе работало 18 ликпунктов. Рост грамотности вызвал большой спрос на литературу, чтение.

Несмотря на то, что образованных людей для осуществления стратегической цели-ликвидации безграмотности катастрофически не хватало, городская власть неохотно привлекала для этого старых специалистов. Сказывалось негативное отношение к ним  как к чуждому классовому элементу. Это хорошо просматривается на примере Александра Федоровича Ушарова — одного из учредителей общества «Культура», выпускника Московского университета (1900 г), ученика академика Вернадского, преподавателя и директора нижнеудинского реального училища, Почетного член-корреспондента Тобольского музея, Председателя городской Думы (1918 г.) и т.д. В 1926 году Ушаров с горечью пишет своему учителю из Нижнеудинска от том, что нет никакой возможности ему обновить свои знания и вообще приняться за настоящую работу : «Здесь нет ничего культурного, кругом упадок нравов, самогон…» и просит Вернадского помочь ему выбраться из «глухой тайги на свет».

ансамбль Калинушка. Рук-ль В.Наумов

На конкурсе патриотической песни. 80-е г.

Праздник 200 лет городу Нижнеудинску

В 30-е годы продолжалась борьба за сплошную грамотность, за механизацию процесса сельского хозяйства, правильную организацию труда. Идеология государства наполняло содержанием культурно-массовую работу. Эти задачи требовали широкого развития мобильных форм культпросвет работы, таких как: передвижные библиотеки, плакаты-транспаранты, лозунги, стенгазеты, доски соревнований и т.д. Участники художественной самодеятельности клуба имени Кашика и городского клуба выступали не только на своих сценах, но и везде где придется : импровизированных площадках на предприятиях, в поле, в деревнях и селах. В это время появляется новые агитационные формы такие как Красные уголки и Ленинские комнаты. В годы первых пятилеток культпросвет работники своей деятельностью не только повышали грамотность населения, но и должны были настроить людей на созидательный труд, воодушевить их на преодоление экономической разрухи.

С первых же дней после окончательного установления Советской власти в Нижнеудинске в 1920 году сфера культуры стала подчиняться общим задачам революционного времени. Получив установку на тотальный разрыв с прошлым, отряду культработников было поручено в очень короткие сроки заложить в сознание граждан основы новой советской культуры. Среди новых «культурных ценностей» доминировали верность делу партии и правительства, патриотизм, ненависть к классовым врагам, культовая любовь к вождям пролетариата, трудовая дисциплина, законопослушность и интернационализм.

В период индустриализации стержнем всей государственной политики в области культуры становится формирование «социалистической культуры». В годы Великой Отечественной войны основным содержанием работы клубов, библиотек стало разъяснение характера и цели войны, освещение ее хода, ознакомление с международным и внутренним положением Советского Союза. Учреждения культуры пропагандировали героические подвиги воинов.

Принципиально культурный облик нашего города стал меняться лишь в послевоенное время. Несмотря на то, что за годы войны накопилось множество хозяйственных проблем, которые надо было срочно решать, об организации культурного досуга тоже не забывали. Уже в начале 50-х годов были увеличены ассигнования на культурно-просветительную работу. Тезис советского времени гласил: «Культурный облик города определяется количеством культурных учреждений…», и территорию города и района принялись постепенно «накрывать» сетью клубов и библиотек. Поскольку все виды трудовой и общественной деятельности тогда были построены по принципу социалистического соревнования, то и для участников художественной самодеятельности существовали свои стимулы для развития – это различные смотры, конкурсы и фестивали. В эти годы был популярен областной фестиваль «Байкальские зори», в котором постоянное участие принимали артисты из Нижнеудинска. В клубе имени Кашика работали хоровой, музыкальный, драматический кружки. В летние месяцы на открытой площадке клуба играл духовой оркестр. С середины 50-х гг. получили распространение агитационно-художественные бригады, восходящие своими корнями к «живым газетам» и «синим блузам».

Развитие технических средств в сфере культуры способствовало появлению новых видов самодеятельного творчества. В клубных учреждениях начинают создаваться фотокружки, фотостудии, и даже — любительская киностудия. В 1956 году вышел первый выпуск светозвуковой газеты «Луч» под редакцией М.Христенко. В патриотическом воспитании трудящихся заметную роль играли, так называемые, праздники улиц. В городе ежегодно проводились праздники улиц Гоголя, Маяковского, Стахановской, Петина, Сбитнева, Кашика, Ленина. Люди стремились «окультурить» место своего проживания, для этого облагораживали придомовые территории. Специальная комиссия выбирала лучшие дворы, дома и даже семьи. Особой гордостью считалась табличка на фасаде дома — «Лучший дом»,   «Образцовая семья», «Здесь живёт ветеран войны». Люди узнавали друг о друге много интересного, относились уважительнее к соседу. Такие мероприятия сплачивали людей.

Ежегодной традицией было культурное обслуживание села в период посевной и уборочной компаний. Ни одна страда не обходилась без музыкальной поддержки городских артистов. Всегда селяне с теплотой принимали чтецов, солистов, артистов агитбригады.

Ведущим предприятием города была слюдяная фабрика, где культуре и развитию художественной самодеятельности уделялось большое внимание. В 1959 году методом народной стройки воздвигли летний кинотеатр и танцплощадку, открыли парк. Но самым значимым событием года стало открытие Дома культуры слюдянщиков, который сразу же превратился в основной центр притяжения для местных жителей.

А вот городской Дом культуры своего помещения долго не имел. Поэтому периодически переезжал с места на место, то в красный уголок нефтеперекачивающей станции, то занимал комнату в клубе железнодорожников, были периоды, когда он размещался в клубе Таджикского ЛПХ, в «Красном уголке» СМП-267, и на первом этаже деревянного здания по улице Некрасова.

В 60-е годы в городе вновь произошло увеличение сети культурно-просветительных учреждений. В марте 1960 года открылся народный университет культуры под председательством И.И. Андреева. Программа университета охватывала самые разнообразные вопросы литературы и искусства.   1 сентября 1961 года в Нижнеудинске открыла свои двери музыкальная школа, где начал свою работу совсем небольшой творческий коллектив в три педагога. У юных нижнеудинцев появилась возможность получать начальное музыкальное образование. Уже через год, 28 мая 1962 года, состоялся первый отчетный концерт учеников детской музыкальной школы.

В шестидесятые годы происходит увеличение   сети кинотеатров. В апреле 1962 года введен в эксплуатацию кинотеатр «Спутник».   А в 1964 году на сессии горсовета было принято решение «О строительстве в Нижнеудинске кинотеатра на 500 мест». Всего через два года, 27 августа 1966 г., ко Дню Кино широкоэкранный кинотеатр «Саяны» на 508 мест был сдан в эксплуатацию. Тем временем кинотеатр «Звезда» передали под Дом пионеров. В городе Нижнеудинске и Нижнеудинском районе прошло свыше 11 тысяч киносеансов. Более 100 киномехаников трудились в кинотеатрах, клубах, «красных уголках». Определенные успехи были достигнуты и в, так называемой, малой кинематографии. При клубе им. Кашика в августе 1962 организовали любительскую киностудию. Руководил студией инженер Г.Хоменко. За короткое время студия создала три кинофильма «Заноза», «Электровоз идет по ВСЖД» и «Я люблю тебя жизнь».

В 1965 году с целью формирования единой политики в области культуры и повышения эффективности управления сферой социально-культурного обслуживания населения при городской администрации была создана инспекция по вопросам культуры.

Многое изменилось в общественной жизни города с началом телевизионного вещания и появлением первых телевизоров. Телевидение бесспорно стало способствовать культурному развитию горожан. 31 декабря 1971 года – дата начала трансляции телепередач из Иркутска, а с февраля 1974 года у нижнеудинцев появилась возможность принимать телепередачи из Москвы по системе «Орбита».

Семидесятые годы тоже были богаты на культурные события. В 1972 году весь Советский Союз отмечал 55-летие Октябрьской Социалистической революции, и по традиции того времени все хорошие дела были приурочены к большому юбилею. Так, например, в 1972 году в Нижнеудинске открыли детскую художественную школу. Сюда и пришли первые ученики, объединенные общим желанием – рисовать. В этом же году состоялось открытие краеведческого музея. Экспонаты для музея собирали на протяжении многих лет, и лишь когда для него было выделено отдельное помещение, появилась возможность представить полную музейную экспозицию. 19 мая в День пионерии В.С. Чуняевой была проведена в музее первая экскурсия.

В семидесятые годы бурно развивается молодежная культура, уверенно проникая из больших областных центров в тихие провинциальные городки. На смену танцам «под оркестр» в Нижнеудинске стали появляться первые дискотеки. Несмотря на усиление идейно-воспитательной и культурно-массовой работы с молодежью, новые веяния времени выдвинули новые требования для организации молодежного досуга. В 1980 году городские библиотеки объединились в Централизованную библиотечную систему. Библиотека № 1 стала Центральной городской библиотекой, административным и методическим центром для всех библиотек города. Отличное комплектование, грамотные специалисты – все это поставило библиотеки на новый, высокий уровень. Это были годы расцвета нижнеудинских библиотек. Поэтический клуб «Гусиное перо», созданный в 1982 году, пользовался очень большой популярностью у любителей литературного творчества. Городской дом культуры, долгие годы ютившийся в приспособленных помещениях, в 1986 году получил помещение по ул. Ленина, 25. Вместе с тем город потерял одно из старейших зданий – клуб им. Кашика.

В 90-х годах в Нижнеудинске вновь произошла активизация сферы культуры. Этот факт характеризуется многими показателями. На фоне происходивших в стране политических преобразований и связанных с этим экономических трудностей, когда в нашем городе одно за другим закрывались промышленные предприятия, одновременно появились совершенно новые учреждения культуры и новые творческие формирования. Это происходило, в первую очередь, благодаря поддержке администрации города, и особенно, активной позиции отдела культуры. Чтобы представить масштабы происходящего, достаточно просто перечислить названия новых муниципальных учреждений культуры, появившихся в тот период. Во-первых, после закрытия слюдяной фабрики ДК Слюдянщиков был передан в ведение городского отдела культуры и стал называться Городским Дворцом культуры, кинотеатр «Саяны» был преобразован в кино-концертный зал, новые помещения обрели музыкальная и художественная школа. Краеведческий музей обосновался в отдельном здании и расширил свои экспозиционные площади. В городской парк закупили разнообразные аттракционы. Ввели традицию строить новогодние снежные городки в центре города. Больших организационных усилий и материальных средств потребовалось, чтобы организовать городскую телестудию. Обратили внимание и на развитие прикладного искусства. Впервые в Нижнеудинске появился Дом народного творчества, который впоследствии стал зональным опорным центром развития народного творчества и традиционных ремесел. Любопытный факт, о котором в последнее время почти не вспоминают – в 1990 году совместным Постановлением коллегии Министерства культуры, Госстроя РФ и президиумом ЦС ВООПИК город Нижнеудинск Иркутской области был включен в новый список исторических населенных мест РФ, как город, имеющий архитектурные памятники, градостроительные ансамбли и комплексы, являющиеся памятниками национальной культуры, а также сохранившиеся природные ландшафты и древние культурные слой земли, представляющий археологическую и историческую ценность. Для поддержания и сохранности исторических объектов была образована специализированная реставрационная мастерская. Расширение сферы культуры потребовало решение кадровых вопросов. С этой целью отделом культуры был построен многоквартирный жилой дом для специалистов культуры.

Сразу на несколько порядков обогатился календарь городских культурных событий. Например, областной конкурс исполнителей эстрадной песни «Золотой микрофон» стал резонансным мероприятием. Для участия в нем уже многие годы в Нижнеудинск съезжаются сотни вокалистов со всей Иркутской области. Немало делается в Нижнеудинске для поддержки народного традиционного творчества, патриотического воспитания молодого поколения. Все это сформировало позитивный имидж города в масштабе всей Иркутской области. Развивается город, развивается и сфера культуры, появляются новые виды культурного обслуживания населения. Внедрение в культурную деятельность новых коммуникативных технологий требует от «массовиков-затейников» более высокого уровня подготовки.

Минуло сто лет с тех пор, как в Нижнеудинске были сделаны первые организационные шаги по формированию структуры культурных учреждений. Сегодня можно с уверенностью сказать, что наш город достиг в этой области немалых высот. Все то, о чем когда-то мечтали члены нижнеудинского общества «Культура», воплотилось в жизни. С успехом работают библиотеки и музей, дети учатся музыке и танцам, а поклонники Мельпомены лицедействуют в комфортных условиях. Сегодня работникам культуры не нужно бороться с дремучей безграмотностью населения, устраивать коллективные читки при лампаде, никто не заставляет культработников беспрестанно клясться в преданности вождям и делу партии. Потеряв идеологическую опору, для настоящих работников культуры всегда остаются очень простые и понятные ориентиры –духовность, патриотизм, нравственность.

Нижнеудинский музейно-культурный центр
Паздников И.В.
Шаврова Г.П.