Вы здесь: Главная»Народный клуб «Творчество»»Фотохудожники»Памяти фотографа Смолина Афанасия Александровича

Памяти фотографа Смолина Афанасия Александровича

В 2014 году исполнилось сто лет со дня рождения нижнеудинского фотографа Смолина Афанасия Александровича. Это человек сложной и одновременно увлекательной творческой судьбы. Свои художественные способности, проявленные еще в раннем возрасте, он с успехом применил к искусству фотографии. Когда-то людей его профессии в нашем городе знали наперечет, однако фотограф Смолин выделялся среди всех. Именно к нему в большей степени стремились желающие получить красивый фотопортрет, записывались и ждали своей очереди. В наш век компьютерной техники цифровая фотография, благодаря своей доступности, стала повальным увлечением, особенно среди молодежи. А вот в довоенном Нижнеудинске это занятие было далеко не из дешевых, и поэтому, молодой парень Афанасий, одержимый желанием фотографировать, решил сам себе смастерить фотоаппарат из простой фанеры и линзы.

   Позже, во время службы в армии Смолин получил возможность практиковаться на немецком трофейном фотоаппарате. Армейская закалка и приобретенные навыки работать в «полевых» условиях помогли ему впоследствии, когда он стал штатным фотографом нижнеудинского военкомата. Приходилось очень много фотографировать в периоды работы призывной комиссии и по заданиям секретного отдела. Когда началась всеобщая паспортизация, фотограф Смолин получил задание сделать фотографии для документов чуть ли не всем жителям Нижнеудинского района. С этой целью он побывал в каждом, даже самом удаленном, поселке. Однажды, приехав в Тофаларию фотографировать тофов, он едва не погиб – заблудился в тайге, и лишь благодаря лошади, не раз ходившей вьючно, обессиленный и замерзший, смог добраться до жилья. Документальная и агитационная фотосъемка была для Смолина, как для каждого фотографа того времени, основной специализацией. Но все же главной его страстью и мотивом творческого поиска стал пейзаж.

   Привыкший колесить на своем мотоцикле по таежным дорогам, он еще и как художник, много наблюдал за природой — за каждой речкой, озерцом, урочищем. Фотокамера всегда была под рукой, и у него получалось запечатлеть тот или иной уголок именно в нужный момент, когда естественное освещение придает особую выразительность выбранному сюжету. От этого его фотопейзажи имеют статичный «картинный» вид. Природа многокрасочна и, конечно, фотохудожнику было тесно в рамках черно-белой фотографии. Не имея технической возможности делать цветные снимки, он стал подкрашивать изображения. Такие фотокартины в свое время были очень популярны, их можно было увидеть повсюду, во многих общественных учреждениях и даже в производственных цехах.

   Неоднократно проводились и персональные выставки. Последняя прижизненная выставка Афанасия Александровича состоялась в Нижнеудинске двадцать назад. Он ушел из жизни в 1996 году. Отдавая дань уважения этому человеку, в выставочном зале Нижнеудинского музейно-культурного центра была организована ретроспективная выставка, где были представлены пейзажи, выполненные фотографом в период 60х-70х годов. Это лишь малая часть его творческого наследия. Увы, очень многое уже утрачено. Сегодня, благодаря Борзову Владимиру Григорьевичу, который сохранил несколько десятков фоторабот Смолина и передал их музею, мы можем вновь организовать персональную выставку этого автора и вновь полюбоваться красотой родной природы, увиденной когда-то его глазами.

Нижнеудинский музейно-культурный центр
Паздников Игорь Викторович